Содержание стажировки предусматривает развитие профессиональной компетентности в рамках традиционных для белорусской средней школы должностей (учителя, заместителя директора по учебной и методической работе, социального педагога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, методиста), а также содействие в освоении совершенно новых видов профессионально-педагогической деятельности: тьютора, ментора, организатора проектного обучения, тренера-консультанта (специалиста) по сопровождению и поддержке процессов жизненного и профессионального самоопределения ребенка, консультанта (специалиста) по укреплению взаимодействия с родителями, методиста-разработчика образовательных программ, тренера-методиста по развитию коллективной компетентности педагогов, тренера по развитию мягких навыков, валидатора знаний учащихся.
Цель стажировки – обеспечить сопровождаемое профессиональное развитие педагогических работников, заинтересованных в современной организации образовательных процессов на уровне общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи.
Длительность стажировки: 10 недель (даты определяются);
Формат стажировки: гибридный. Очная, дистанционная и самостоятельная работа участника.
Философское понимание мира устойчивого развития. Роль образования в современном мире. Образование длинною в жизнь. Цели устойчивого развития.
Причины трансформации образования. Характеристика современности и технологические изменения. Четвертая промышленная революция. Индустрии 4.0. Проблема безработицы. Профессии будущего.
Компетентностный подход и специфика его реализации на уровне учреждений общего среднего и дополнительного образования для детей и молодежи. Методология ОУР и ее реализация в подходах ОСЭР. Основы технологизации образовательного процесса.
Тенденции реформирования образования. Тренды школьного образования 2021 (мир и Беларусь). Проблемы и актуальные характеристики современной белорусской школы. Международное исследование качества общего среднего образования PISA.
Теория поколений. Поколения Z и Alfa. Запрос на персонализацию. Уровни индивидуализации школьного образования в Беларуси. Персонализированное обучение. Универсальные компетентности и новая грамотность. Личная образовательная траектория.
Психологические и физиологические особенности детей школьного возраста. Мотивация к учебной деятельность и интерес школьной жизни. Девиация подросткового возраста. Барьерная педагогика. Преодоление синдрома отложенной жизни в условиях школы. Проектное обучение.
Образовательная среда и школьное сообщество как ключевые условия организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Стимулирование и поддержка детских и молодежных социально значимых инициатив. Стипендиальные и грантовые программы в школе Эдухилл.
Чему учить в школе? Четырехмерная образовательная модель. От предметного содержания образования к развитию ресурсов личности. Образ выпускника и управление качеством образования школы Эдухилл.
Учебный предмет в школе: зачем и что? Содержание предмета (архитектура и дизайн). Таксономия Блума. Предметные критерии. Межпредметность. Аутентичность. Модульность. Компетентностно ориентированные задачи.
Эффективное занятие. Целеполагание на учебном занятии. Этапность. Дифференциация. Организация работы учащихся на уроке. Групповая и индивидуальная работа. Проектное обучение. Исследование и эксперимент на учебном занятии. Индивидуальный маршрутный лист. Рефлексия.
Образовательная деятельность учащихся вне учебного занятия. Самостоятельная (домашняя) работа: зачем и как? Внепредметное обучение. Как учить учиться?
Цели и задачи политики оценивания. Стратегии оценивания. Содержание и практики реализации формирующего оценивания. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация по предмету. Констатирующая работа.
Обратная связь при реализации персонализированного обучения. Комментирование результатов учебной и внеурочной деятельности. Модель ОИО: описание, интерпретация, оценка. Отчет о достижениях и точках развития учащихся.
Родительское сообщество и школа. Каналы взаимодействия с родителями. Родительские собрания, конференции и консультации. Стипендиальные и грантовые программы в школе.
Современные профессиональные роли в школе. Педагогическое взаимодействие. Ценности. Репутация. Стили общения. Лидер и лидерство в школьном образовании.
Цифровые инструменты в профессиональной деятельности.
Самообразование. Диагностика профессиональных компетентностей. Персонализированный маршрут развития профессионала. Ресурсы. Как все успеть?
Внутренняя коммуникация школы: принцы, каналы, правила. Связи и отношения, поддерживаемые совместной деятельностью.